Сбербанк и «Яндекс» делят бизнес – сотрудничество прекращается
Крупнейший российский банк и главный поисковик страны объявили о «разводе» – Сбербанк и «Яндекс» делят активы и прекращают плотное сотрудничество, начатое еще в 2009 году. Сбербанк хочет развивать свои нефинансовые сервисы без конкуренции, поисковая система уже договорилась с новыми инвесторами, с которыми будет в дальнейшем работать. К слову, раздел бизнеса происходит без конфликтов, разоблачений и скандалов, как это часто бывает. Герман Греф заявляет, что организации расстаются в дружеских отношениях и по некоторым проектам продолжат взаимодействовать.
Почему «Яндекс» и Сбербанк закрывают совместные проекты?
Решение разойтись было принято не спонтанно – компании длительный срок обдумывали возможный разрыв отношений, что обусловлено рядом весомых причин:
- проекты Сбербанка и «Яндекс» конкурируют между собой;
- поисковик сможет интегрировать «Маркет» в другие свои сервисы;
- Сбербанк будет активней развивать собственную экосистему;
- Yandex получит возможность привлечь новых инвесторов, в т.ч. из банковской сферы.
Соглашение накладывало на обе стороны ограничения, сильнее был стеснен «Яндекс», поэтому решение о разделе бизнеса может исходить именно от этой компании. Кроме того, представители поисковика заявили о желании развивать собственные проекты, на которые требуется много времени и средств.
Как происходит раздел бизнеса между Сбербанком и «Яндекс»?
Разрыв отношений между крупнейшими российскими корпорациями происходит на дружеской ноте – стороны сумели достичь взаимовыгодных договоренностей:
- Yandex приобретет за 42 млрд. руб. 45% акций «Маркета», став единоличным собственником;
- Сбербанк выкупит за 2,4 млрд. руб. 25% акций «Яндекс.Деньги», после чего будет проведен ребрендинг сервиса;
- Герман Греф покинет совет директоров Yandex в ближайшее время;
- Сбербанк сможет выкупить 30% акций интернет-магазина Ozon, это один из главных конкурентов «Яндекс» в сфере онлайн торговли.
Сделку планируют завершить осенью 2020 года – совет директоров Yandex и руководство Сбербанка уже одобрили прекращение интеграции. Правда, часть сделки придется согласовывать с ФАС РФ.
Кого «Яндекс» теперь привлечет к сотрудничеству в качестве инвестора?
После расторжения договоренностей «Яндекс» планирует активное развитие, для чего потребуются инвестиционные вливания – компания уже нашла партнеров, готовых вложить средства в бизнес. Для этого будут выпущены новые акции, которые частично:
- направят для мотивации персонала;
- разместят на фондовой бирже;
- продадут банку ВТБ;
- передадут давним инвестиционным партнерам – Роману и Александру Абрамовичу, Александру Фролову.
Для продвижения Yandex потребуется не меньше 800 млн. долл., только четверть этой суммы планируется привлечь через биржу. Основные средства внесут уже утвержденные инвесторы – условия их сотрудничества пока не раскрываются.
Как Сбербанк и «Яндекс» будут дальше развивать бизнес?
Отношения Yandex и Сбербанка длились долгое время – в партнерстве было реализовано несколько успешных проектов. Так, в «Маркет» банк вложил свыше 30 млрд. руб., получив пакет акций поисковика. Представители компаний уже поделились планами:
- Сбербанк обновит «Яндекс.Деньги» до конца года – будут добавлены новые функции, сменится название;
- фирмы продолжат реализовывать совместные неконкурентные проекты;
- Yandex начнет работать с другими партнерами, например, ВТБ, тоже решившим развивать экосистему.
Будут ли и дальше развиваться сервисы, созданные партнерами, пока говорить рано, но потенциал для роста у них имеется. Аналитики уверены, что от разрыва в большей степени выигрывает Сбербанк, покупающий акции «Яндекс.Деньги» по низкой цене. Впрочем, окончательная сумма сделки будет сильно зависеть от рыночных котировок на момент подписания договора.

Вы можете обратиться к нам и задать свой вопрос редакции сайта. Мы обязательно ответим.
Задать вопрос
Публикуя свою персональную информацию в открытом доступе на сайте sbermobajl.ru вы, даете согласие на обработку персональных данных и самостоятельно несете ответственность за содержание высказываний, мнений и предоставляемых данных. Мы никак не используем, не продаем и не передаем ваши данные третьим лицам.